Автор: Хэннер | Категория: Статьи | Дата: 01-06-2011
Драматург Островский поистине безгранично был предан театру и своим актерам, искренне их любил, никогда не отказывал им в помощи и участии, и они отвечали ему взаимностью. С момента первых же постановок его драм на сцене Малого тетра Островский стал главным лидером, непререкаемым авторитетом для актеров, настоящим художественным руководителем театра. Он принимает живейшее участие в создании спектакля, руководит всеми репетициями, заботится о наиболее качественном исполнении ролей, много и упорно работает с артистами, по сути дела становится режиссером своих пьес. «Я каждую свою новую комедию еще задолго до репетиции прочитывал по нескольку раз в кругу артистов, – писал Островский в письме к С.А. Гедеонову «О положении драматического писателя». – Кроме того, проходил с каждым его роль отдельно. Начиная от великого Мартынова до последнего актера всякий желал слышать мое чтение и пользовался моими советами»[1]. Подобные предварительные чтения пьес стали правилом в театре. Читал Островский великолепно, как бы преподавая наглядный урок мастерства актера. «Я заменял режиссеров при постановке моих пьес. Обыкновенно перед началом репетиций считка у меня не была простой считкой; я переигрывал всю пьесу перед артистами, сверх того проходил с ними роли отдельно»[2], – говорил он о себе. По словам М. И. Писарева, мастерское чтение Островского «всегда служило лучшим комментарием для его пьес, следовательно, и наилучшим руководством для исполнителей»[3].
Творческое участие Островского в процессе создания спектакля имело очень важное значение для всей труппы. Его присутствие на репетициях вдохновляло артистов, только он один умел создавать необходимую для работы творческую атмосферу. Актеры это понимали и относились к нему с огромной благодарностью и уважением, дорожили всеми его указаниями и бережно их выполняли, тем более, что очень часто Островский мог сообщить любопытные детали исполнения, еще ярче расцвечивающие роль. Для актеров он был высшим авторитетом, они благоговейно его слушали, но, в свою очередь, могли делиться с ним своими мыслями и соображениями по поводу той или иной роли. Таким образом, актер и автор шли рука об руку и было полное взаимное понимание, благодатно сказывавшееся на качестве спектаклей и актерской игре. В целом, подводя итог режиссерской работе великого драматурга, можно с полным правом сказать. что она была прекрасной школой для многих, в особенности молодых актеров Малого театра. Островский мог понять существо каждого характера и уяснить общий смысл пьесы. Он давал единое направление в работе над всей постановкой, стремясь достичь стройности в исполнении и ансамбля.
Статья написана специально для программы дистанционного обучения через интернет в университете РУДН.
[1] А.Н. Островский, «О положении драматического писателя»
[2] Цит. по В Канаевой, Е. Струтинской, «Указ. соч.», с. 220
[3] Там же
Мой блог находят по следующим фразам