Роль огня в истории человека

Домашний очаг и яркие подарки

Красота, люди и взаимоотношения

Туризм, отдых, спорт и путешествия




Эстетическое учение Альберти

0

Автор: Хэннер | Категория: Статьи | Дата: 03-06-2011

Важную роль в формировании эстетического учения Альберти играет, несомненно, наследие прошлого, древних авторов, на которое теоретик Возрождения мог опираться. Недаром его трактат проникнут восторженным отношением к древним памятникам и руинам, созданных человечеством в золотой век искусства.

В посвящении книги «О живописи», Альберти говорит о причинах упадка искусства в его время, объясняя это тем, что сама природа, «состарившись и одряхлев, не производит больше на свет ни гигантов, ни людей таких дарований, каких она в чудесном изобилии порождала в свою, я бы сказал, юношескую и славную пору».[1]Время для Альберти – «непреклонный разоритель вещей» (X, 1). Однако неверно было бы, исходя из этих высказываний, рассуждать о ретроспективизме Альберти. Понятие прошлого для него включало в себя не только древность, но и новизну, новаторство, некое обновление. Античные памятники, согласно его убеждениям, – “cose antichiccime, nove a’ moderni animi”.[2] Следовательно,  всегда, когда теоретик восторженно восхвалял прошлое, обращался к его примерам и даже буквально копировал его образцы, он не воспринимал это как «археологию ради археологии», не стремился к бесплодной имитации и подделке. В своем трактате Альберти писал: «Я хотел бы, чтобы ты сохранял старое нетронутым, пока нельзя будет строить новое, не разрушая старого» (III, 1). Эти слова вытекают из конкретной исторической практики. Дело в том, что во времена Альберти задача архитектора чаще всего заключалась продолжении и перестройке старых зданий, возможностей же возводить постройки заново было мало, поэтому на первый план выдвигались вопросы переосмысления, обновления старого. Подводя итог, можно сказать, что основная черта, характеризующая отношение Альберти к культурному наследию прошлого, – узнавание нового в старом и старого в новом.

Какова была концепция прошлого в философско-исторических взглядах Альберти? Ученому была чужда вазариевская концепция Возрождения, основанная на представлении о перерыве традиции, о пропасти «веков варварства», которые отделяют людей Ренессанса от античного мира. Контраст варварства и культуры, дурного и хорошего, Альберти усматривал не столько в контрасте исторических эпох, сколько внутри каждой эпохи. Говоря о готике, он хотя и называет увлечение стрельчатыми башенками поверьем, эпидемией, но не усматривает в них культурную пропасть и разрыв традиций. Поэтому в своем трактате он не пренебрегает готическим наследием, весьма бережно и тактично к нему относиться. Характерное же «антиготическое» чувство крепнет у более поздних теоретиков Возрождения. Таким образом, основной рубеж в отношении к памятнику для Альберти был не хронологическим, а вне-временным: рубеж между хорошим и плохим. Например, для порицания строительных безумств Калигулы, Нерона или  Гелиогабала он находит более резкие слова, чем для порицания готики.

Автор: Аненкова Н.И., специалист по аренде в Болгарии, а так же слушательница курсов бизнес обучения в университете РУДН.

[1] Альберти, «О живописи», Десять книг…Т II, стр.25

[2] «Древнейшие вещи – новые для современных душ» (итал.)

Мой блог находят по следующим фразам

Метки: рабочее, эстетика


Оставьте комментарий

Забыли пароль?