Роль огня в истории человека

Домашний очаг и яркие подарки

Красота, люди и взаимоотношения

Туризм, отдых, спорт и путешествия


Русские сказки из Вожегоры

0

Автор: Хэннер | Категория: Народные поверья | Дата: 18-01-2011

Все сказки записаны в селе Вожегоры от Марфы Никитичны Лёшуковой, 45 лет.

Покойница-воровка. Первая сказка Лешуковой — «Покойница-воровка» — заострена против богатого брата, высмеивает его скупость, жадность и глупость. Социальная направленность сказки и ее происхождение из бедняцкой среды (М. Н. Лешукова — одинокая беднячка) вполне ясны, и не зря беднячка-сказительница первой назвала ее, перечисляя свой репертуар: сказка вполне отвечает ее психоидеологии.

В других сказках Лешуковой социальные моменты выражены гораздо слабее, например в очень популярной детской сказке «Колобок».

Вороны. Сказка «Вороны», несомненно, заимствована из литературного источника. На русской почве варианты нам неизвестны. В западной литературе широко распространена под названием «Двенадцать братьев» или «Черные вороны» (смотрите например сборник бр. Гримов) и «Дикие лебеди» [сборник Андерсена]. В западных вариантах превращение детей объясняется кознями мачехи. В мезенском — мачеха вовсе не фигурирует. Уход детей мотивируется желанием убить сыновей ради дочери. Мотив отца, желающего рожденья дочери, а не сына, служит завязкой целого ряда северных сказок.

Иван Углов. Сказка основана на вере в чертей и нечисть, гнездящуюся в бане. Баня вообще считается местом нечистым, где неосторожный человек всегда может попасть во власть черта или обдерихи. Особенно опасна баня для новорожденного. Черти подстерегают невинную душу, и если ребенка, не перекрестив, занесет кто-нибудь в баню, уносят его. Этот похищенный ребенок растет у чертей и иногда может вернуться к родителям. Подобных рассказов сохранилось на Севере очень большое количество.

В частности, рассказы о женитьбе парня на воспитаннице чертей мы знаем по сборнику Афанасьева и Соколовых. У Афанасьева в первом варианте черт сам предлагает незадачливому парню выбрать себе невесту. Он выводит ему двенадцать одинаковых красавиц. Парень, заранее наученный девушкой, выбирает ту, у которой на правой щеке мушка. Здесь сказочник обратился к знакомому эпизоду из фантастической сказки об обещанном сыне. Дальше выясняется, что девушка эта — поповна, которую отец в сердцах послал к чертям.

В другом варианте девушка сама приходит к юноше, который играет на гуслях (у Соколовых — на балалайке).

Лешукова уснащает весь рассказ подробностями, отражающими суеверия мезенцев. Так, зять смотрит на пиршество чертей между ног, так как только так человек по своей воле может увидеть нечистых. Черт подбирает всю разбитую царскую посуду, потому что до сих пор женщины считают, что неосторожное обращение с посудой «тешит чертей», которые подбирают черепки, и бабы говорят про неосторожную хозяйку, что она «чертов дом богатит» и т. д.

Мой блог находят по следующим фразам

Метки: ,


Оставьте комментарий

Забыли пароль?